Духовно - нравственное направление внеклассной работы развивает духовно-нравственные ценности, формирует культуру поведения, личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Духовно - нравственное воспитание играет важную роль становлении личности подростков. В процессе обучения и воспитания формируется потребностьв труде, ученик осознает, что участие в общественно-полезной деятельности является главной функцией человека. Передача опыта старшим поколением существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Поэтому воспитательная работа должна вестись целенаправленно: при выборе содержания, методов и форм работы необходимо учитывать и организацию нравственных взаимоотношений учащихся.
Духовно- нравственное воспитание играет важную роль становлении
личности подростков. В процессе обучения и воспитания формируется
потребностьв труде, ученик осознает, что участие в общественно-полезной
деятельности является главной функцией человека. Передача опыта старшим
поколением существует с древнейших времен. Накопление человечеством
знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт
предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и,
в-третьих, – передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом
предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд
соответствует задачам педагогической науки. Но в обществе существуют
различные социальные институты, задачи которых реализуют педагоги в
различных возрастных группах населения. Один из таких социальных
институтов – институт образования. Обучение и воспитание – два неразрывно
связанных процесса, поэтому очень важно вести воспитательную работу как на
уроках, так и во внеурочное время по формированию у подростков интереса к
учебной деятельности, к полезному делу, чувство долга, честности, уважения к
народному достоянию, и самое главное – воспитывать на духовных ценностях.
Жизнь, красота, здоровье, мир, образование, любовь, труд, творчество - это
основные ценности. Они остаются постоянными на всех этапах развития
человеческого общества. Общечеловеческими можно считать нравственныеценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство, порядочность, способность ксамосовершенствованию, великодушие, отзывчивость, сострадание.
В процессе общественного развития все более важными становятся мера
личной ответственности людей, их нравственная культура, умение властвовать
над собой, регулировать свои желания, соотносить личное и общественное. Но
таким нравственным ценностям, как патриотизм, преклонение перед матерью,
непримиримость и равнодушие к злу, бережное отношение к народному добру-
не уделяется должного внимания, поэтому они утеряны. А ведь нравственность
подростков должна проявляться не только в их отношении к обязанностям, к
самой трудовой и учебной деятельности и ее результатам, в сознательной
дисциплине, уважении к людям. Поэтому воспитательная работа должна
вестись целенаправленно: при выборе содержания, методов и форм работы
необходимо учитывать и организацию нравственных взаимоотношений
учащихся. Для повышения эффективности воспитательных воздействий во внеурочное время целесообразно проводить внеклассные занятия: устраивать игры, уроки–семинары, конкурсы, соревнования, на которых формировались бы перечисленные качества у подростков.
Общечеловеческие ценности становятся для подростков ориентиром в
поведении, служат фактором, способствующим формированию потребностей в
полезном деле, развивают у учащихся интерес к человеку, как к высшей
ценности, а также уважение к его достоинству. Учителю необходимо приучать
детей к сотрудничеству, формировать у них умение сочувствовать людям,
глубоко уважать права, чувства и достоинства человека, чтобы отношения
основывались на идеях мира и доброжелательности.
Одними из ценных духовно – нравственных качеств являются долг и совесть.
Совесть, долг, личная ответственность – это категории, которые занимают в
воспитании важнейшее место. Они воспитываются всей окружающейдействительностью. Задача учителей развивать в подростках нравственные начала. Безответственность и бессовестность – самые низкие моральные проявления человека. Личная ответственность каждого за содеянное является самым высшим нравственным законом в человеческом общении.
Важной духовно – нравственной ценностью является духовность человека.
Духовность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его
людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это качество будет формироваться при организации таких внеклассных мероприятий, как: часы взаимопомощи – подростки помогают в учебе, консультируют друг друга повызывающим определённые затруднения
затруднительным вопросам; КВН – учащиеся проявляют доброжелательность в
своих отношениях и уважение друг другу; шефство старших подростков над
младшими. В ходе внеклассной работы с подростками необходимо познакомить
их с содержанием общечеловеческих духовно – нравственных ценностей.
Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы нравственное воспитание
на этих ценностях было успешным.
Подросткам следует усвоить следующие нравственные ценности:
• Человечность и душевность;
• Честность и справедливость;
• Совесть и честь;
• Чувство долга и ответственности;
• Патриотизм;
• Трудолюбие.
Большой воспитательный эффект имеют массовые формы внеклассной работы. Это игры-соревнования, конкурсы брей-ринги. Такая деятельность
стимулирует у подростков рост потребности в совершенствовании своих знаний
и умений. Это касается не только участников игры, но и зрителей, так как в ходе игры они приобретают новые знания, расширяют свой кругозор, а главное,зрители – болельщики восхищаются знаниями своих товарищей, сопереживают их успехам и неудачам.
Огромное значение в нравственном становлении подростков имеет
индивидуальная работа, которая дает большие возможности по овладению
духовно – нравственными ценностями и развитию их способностей.
Индивидуальная внеклассная работа представляет собой общение с небольшим
количеством подростков, когда учитель может уделить больше времени
каждому. Индивидуальные консультации ценны для учеников, серьезно
готовящихся к олимпиадам, конкурсам и добивающихся определенных успехов.
Приветливость и внимательность к каждому подростку порождает ответные
чувства благодарности, любви и уважения к заботливому воспитателю,
усиливается потребность совершать добрые поступки в отношении
окружающих взрослых и сверстников. Гуманные чувства становятся прочными,
а чувство удовлетворения от выполняемой работы побуждает к трудолюбию.
В нравственном воспитании личность учителя играет огромную роль и
является одним из условий в успешном овладении подростками
общечеловеческих духовно – нравственных ценностей. Учитель должен
предстать перед подростками как пример гуманного человека и показывать им
привлекательные образцы проявления доброты, создавать атмосферу
доброжелательности. Проявляя доверие во взаимоотношениях с учащимися,
доброжелательность, объективность оценки и справедливость в разрешении
спорных вопросов, душевность, педагог вызывает у учащихся ответное чувство
сердечной признательности, желание и потребность сделать все то, чего ждет от них преподаватель. Педагог должен тактично и умело помогать преодолевать неправильные взгляды, терпеливо разъяснять сущность имеющейся проблемы, рассеивать заблуждения.
Таким образом, внеклассная работа предоставляет большое поле творческой
деятельности. Правильно поставленная, систематически проводимая
внеклассная работа не только укрепляет знания и умения, расширяет кругозорподростков, но и развивает их как личность, приучает их к творческому труду, проявлению инициативности, настойчивости, терпеливости, способствует трудолюбию, дальнейшему успешному образованию и взаимопониманию.